Как выбрать светофильтр для объектива?

Если вы спросите большинство владельцев бытовых камер, зачем они держат фильтр на объективе, большинство, скорее всего, ответит: "Для защиты". Хотя фильтры действительно защищают поверхность объектива от пыли, влаги и случайного отпечатка большого пальца, основная функция фильтров объектива заключается в улучшении качества снимков, которые вы делаете - в зависимости от используемого фильтра и способа его применения - различными очевидными и неочевидными способами.

Существует ли несколько основных фильтров или мне нужно покупать много фильтров?

Самые основные фильтры - это ультрафиолетовые фильтры (UV), фильтры Skylight и защитные фильтры, которые в зависимости от производителя являются либо стеклянными фильтрами с базовым антибликовым покрытием, либо, в некоторых случаях, просто обычными УФ-фильтрами, что не является нечестным. Чтобы сохранить передний элемент объектива чистым и безопасным, достаточно любого из вышеперечисленных фильтров, но если вы хотите защитить объектив и улучшить качество фото- и видеосъемки, вам лучше приобрести УФ- или Skylight светофильтр.

УФ-фильтры, также называемые фильтрами Haze, предназначены для устранения влияния атмосферной дымки, влаги и других загрязнителей воздуха, каждый из которых вносит свой вклад в ухудшение качества изображения. Фильтры UV/Haze бывают разной силы. Если вы планируете фотографировать вблизи крупных водоемов, на больших высотах, на снегу или в других условиях, которые увеличивают интенсивность окружающего ультрафиолетового света, вам определенно следует рассмотреть более сильный уровень УФ-фильтрации (UV-410, UV-415, UV-420, UV-Haze 2A, UV-Haze 2B, UV-Haze 2C и UV-Haze 2E). В зависимости от силы УФ-покрытия, УФ-фильтры выглядят прозрачными или, в случае более тяжелых УФ-покрытий, имеют теплый, янтарный вид и требуют от нуля до примерно половины стопа компенсации экспозиции.

Альтернативой фильтрам UV/Haze являются фильтры Skylight, которые доступны в двух вариантах - Skylight 1A и Skylight 1B. В отличие от фильтров UV/Haze, которые имеют теплый янтарный цвет, фильтры Skylight имеют пурпурный оттенок, который предпочтителен при фотографировании тонов кожи или при использовании цветной слайд-пленки, которая в зависимости от типа пленки часто имеет голубой оттенок, который обычно нивелируется пурпурным оттенком фильтров Skylight.

Независимо от их силы, светофильтры не оказывают никакого влияния на экспозицию камеры, не уступают УФ-фильтрам по способности прорезать атмосферную дымку и защищают объектив от пыли, влаги и отпечатков пальцев, которые могут повредить покрытие объектива, если их своевременно не удалить.

Я нашел 52-мм УФ-фильтры по цене от 200 до 3000 грн. В чем разница и почему один УФ-фильтр должен стоить в два или три раза дороже другого?

Даже если один УФ-фильтр может показаться неотличимым от другого, стоящего в два или три раза дороже, различия между ними могут быть значительными, начиная с качества стекла, используемого в процессе производства. Хотя можно предположить, что разница между одним стеклом и другим невелика, не заблуждайтесь на этот счет - есть стекло и есть стекло, и эти различия могут существенно повлиять на качество ваших снимков.

Основными критериями отличия хорошего стекла от плохого являются химический состав стекла, способ его изготовления и даже место изготовления. Затем следует толщина стекла (чем тоньше, тем лучше) и покрытия, используемые для минимизации бликов и поддержания оптимального уровня цвета и контраста. Хотя различия между недорогим и более дорогим фильтром могут быть не слишком заметны при съемке с зум-объективом из комплекта, они становятся все более очевидными при использовании с более дорогими и высокопроизводительными объективами.

В случае цветных и поляризационных фильтров, которые обычно состоят из тонкого слоя цветной пленки (или поляризационного материала), помещенного между двумя слоями стекла, в более дорогих фильтрах пленка обычно приклеена к слоям стекла. Это устраняет воздушные поверхности и другие неровности, которые могут негативно повлиять на оптическую чистоту фильтра по сравнению с менее дорогими фильтрами, предназначенными для выполнения тех же функций.

Другое различие между фильтрами начального уровня и более дорогими версиями связано со стопорными кольцами, которые в случае дешевых фильтров неизменно изготавливаются из алюминия (относительно мягкого металла), подверженного вмятинам и заеданиям, если они не прикручены ровно. И наоборот, стопорные кольца, используемые в более дорогих фильтрах, чаще всего изготавливаются из латуни, поэтому вероятность заклинивания объектива или вмятин при ударе о твердую поверхность меньше.

В итоге, если вы проделали лишнюю милю (и потратились), купив лучший объектив, не стоит ставить под угрозу результаты своих инвестиций, сэкономив несколько долларов на фильтре.

Что такое фильтры Kaeseman и почему их цена заметно выше, чем у обычных фильтров?

Фильтры Kaeseman, которые неизменно являются поляризационными фильтрами, производятся с более устойчивыми к атмосферным воздействиям уплотнениями, чем фильтры не Kaeseman. Они являются достойными инвестициями, если ваши фотографические интересы включают путешествия и работу в сыром, экстремальном климате.

Помимо фильтров UV/Haze и Skylight, какие еще типы фильтров следует рассмотреть для повседневной съемки?

Если вы фотографируете пейзажи - или любые пейзажи на открытом воздухе, - вам обязательно нужно всегда иметь под рукой поляризационный фильтр. Поляризационные фильтры наиболее известны тем, что делают облака как бы выплывающими из затемненного голубого неба, насыщают цвета и устраняют блики и отражения от поверхности воды, стекла и других полированных поверхностей.

Поляризационные фильтры устанавливаются на дополнительное кольцо, которое вы вручную вращаете, наблюдая за объектом съемки через видоискатель, пока не установите желаемый уровень поляризации. Недостатком поляризационных фильтров является то, что в процессе оптимизации изображения вы теряете около трех стопов света, но результаты невозможно имитировать с помощью плагинов Photoshop или других форм вуду после съемки.

Поляризационные фильтры также доступны в сочетании с дополнительной фильтрацией, такой как согревающая фильтрация (81A, 81C, 81EF, 85, 85B), усиливающая и интенсифицирующая, Skylight, UV/Haze и диффузия.

Поляризационные фильтры выпускаются в двух форматах: линейный и круговой. Хотя они выглядят и работают одинаково, круговые поляризационные фильтры разработаны специально для использования с автофокусными объективами, в то время как линейные лучше использовать с объективами с ручной фокусировкой. Круговые поляризаторы, с другой стороны, могут использоваться с оптикой AF или MF с одинаковым результатом.

Что такое фильтры нейтральной плотности и как их использовать?

Фильтры нейтральной плотности (ND) - это, по сути, фильтры с серым оттенком, предназначенные для поглощения выверенной степени света при прохождении через объектив. Чаще всего они делятся на 1/3, 2/3 и полную ступень, но в последнее время ND-фильтры выпускаются и в виде фильтров с переменной плотностью, которую можно плавно регулировать, поворачивая фильтр на креплении, как поляризационный фильтр.

Существует множество применений ND-фильтров. Главным из них является возможность снимать на более широких f-стопах в условиях яркого освещения. ND-фильтры широко используются кинематографистами и видеографами как инструменты, позволяющие лучше контролировать экспозицию из-за ограниченных возможностей выдержки, предоставляемых кино- и видеосъемкой.

ND-фильтры также позволяют размыть движение пешеходов и текущую воду при ярком освещении, позволяя уменьшить выдержку и сохраняя при этом полный контроль над желаемой глубиной резкости в зависимости от количества ND-фильтра, установленного перед объективом.

В чем разница между фильтрами нейтральной и градуированной нейтральной плотности?

Фильтры нейтральной плотности имеют равномерную, от края до края, степень плотности, в то время как градуированные фильтры нейтральной плотности обычно прозрачны с одной стороны и постепенно наращивают плотность к противоположной стороне фильтра. Градуированные ND-фильтры чаще всего используются для выравнивания сцен с экстремальными изменениями экспозиции на противоположных сторонах кадра.

 

 

Примерами таких сценариев могут служить пейзажи, в которых вершина горы залита солнечным светом, а долина внизу находится в тени; многоэтажные атриумы, где основным источником освещения является верхний световой люк, свет от которого постепенно ослабевает по мере приближения к нижним уровням. Градуированные фильтры также можно использовать в равномерно освещенных местах, чтобы затемнить небо или передний план по стилистическим соображениям.

В дополнение к нейтральным градуированным фильтрам выпускаются также цветные градуированные фильтры, которые полезны для придания сцене подсознательного цвета при затемнении переднего или заднего плана.

Следует ли мне рассмотреть фильтры потепления и охлаждения?

Несмотря на то, что согревающие (добавляющие желтый цвет в сцену) и охлаждающие (добавляющие синий цвет в сцену) фильтры могут быть применены к файлу изображения после съемки в Photoshop или другой программе редактирования изображений, все еще есть те, кто предпочитает фильтровать объектив в момент экспозиции, включая тех, кто снимает на пленку.

Большинство фотографов нагревают или охлаждают свои изображения по эстетическим соображениям или по настроению. Небольшое потепление часто необходимо для портретов или при съемке в полдень в летние месяцы, когда солнечный свет может быть более синим и резким. Нагрев также может быть эффективен при съемке в пасмурные или дождливые дни.

И наоборот, охлаждающие фильтры можно использовать для коррекции цвета на снимках, где цветовая температура слишком теплая, чтобы соответствовать вашим намерениям. К согревающим фильтрам относятся все фильтры серий 81 и 85, а к охлаждающим - все фильтры серий 80 и 82.

При использовании охлаждающих, согревающих и других цветовых фильтров в цифровых камерах важно установить баланс белого на значение, близкое к цветовой температуре окружающей среды, т.е. дневной свет, пасмурная погода, вольфрам, флуоресцентный свет и т.д., и избегать режима Auto WB, который будет интуитивно пытаться скорректировать в соответствии со своими параметрами настроение и тон, которые вы пытаетесь создать. Автоматический WB может не дать результатов, соответствующих вашему личному видению.

Я слышал, как фотографы-пейзажисты говорят о фильтрах Enhancing и Intensifying. Что делает их такими особенными?

Фильтры Enhancing и Intensifying модифицированы таким образом, чтобы сократить часть оранжевой части цветового спектра, что приводит к повышению насыщенности красных тонов и более чистой, менее мутной интерпретации земляных тонов. Они особенно популярны при съемке осенней листвы и пейзажей.

Я видел фотографов, использующих красные, зеленые, желтые и другие цветные фильтры. Помимо того, что все выглядит красным, зеленым, желтым и т.д., когда мне следует использовать цветные фильтры?

Хотя цветные фильтры действительно заставляют все выглядеть красным, желтым, зеленым или любым другим цветом, который вы можете поместить перед объективом, чаще всего они используются для черно-белой фотографии.

При черно-белой съемке цвет используемого фильтра блокирует попадание этого цвета на поверхность пленки (или матрицы), что, в зависимости от цвета фильтра и объекта съемки, может кардинально изменить его тональные качества. Например, съемка через желтый фильтр лучше выделяет облака на фоне голубого неба. Оранжевые фильтры еще больше затемняют голубое небо и делают облака более выразительными, а красные фильтры еще больше затемняют голубое небо и делают облака наиболее выразительными.

Зеленые фильтры, с другой стороны, эффективны для улучшения тонов кожи в черно-белых портретах.

Для чего используются фильтры цветокоррекции?

Фильтры цветокоррекции, также называемые фильтрами cc, состоят из голубого, пурпурного, желтого, красного, зеленого и синего фильтров. Каждый из них доступен с шагом в 10% и используется для изменения или коррекции цветового баланса несоответствующих или неравномерных источников света. В наши цифровые дни потребность в cc-фильтрах не так велика, как во времена пленки. Тем не менее, они по-прежнему используются многими фотографами, которые предпочитают корректировать свои изображения в момент съемки.

Как и в случае с нагревательными, охлаждающими и другими цветными фильтрами, при использовании cc-фильтров рекомендуется избегать настройки Auto WB на вашей цифровой камере, а вместо этого выбрать дневной свет, пасмурную погоду, вольфрамовую, флуоресцентную или любую другую настройку, наиболее близкую к условиям окружающего освещения, при которых вы работаете.

Существуют ли другие фильтры, кроме стеклянных навинчивающихся?

Помимо стеклянных навинчивающихся фильтров, на которые полагается большинство фотоэнтузиастов и профессионалов, существуют также фильтры из полиэстера, желатина и смолы, которые используются как для творческих, так и для технических целей. Обычно квадратные или прямоугольные по форме, эти фильтры чаще всего используются с держателями фильтров или матовыми коробками, которые устанавливаются перед объективом с помощью ввинчивающихся или фрикционных адаптеров держателей фильтров. Фильтры устанавливаются на место в пазы, которые удерживают фильтры плоскими и параллельными передней поверхности объектива для поддержания оптимального качества изображения.

Являются ли фильтры из полиэстера, желатина или смолы лучше стеклянных фильтров?

Это зависит от того, что вы подразумеваете под словом "лучше". Если вы имеете в виду более четкое изображение, то некоторые из этих фильтров, особенно тонкие фильтры из смолы и желатина - в зависимости от марки и материала - оптически чище стеклянных. Они также легче в транспортировке, а если вы планируете приобрести целую серию фильтров, то эти альтернативы будут стоить дешевле, чем аналогичный набор стеклянных фильтров.

Эти альтернативные фильтры также удобны, если у вас есть объективы с разной резьбой. Все, что вам нужно, это один набор понижающих колец, начиная с самой большой резьбы и заканчивая самой маленькой, для использования вместе с держателем фильтра. (Эти же понижающие кольца можно использовать с навинчиваемыми стеклянными фильтрами, если вы используете объективы с разным размером резьбы фильтра - нет необходимости покупать несколько наборов фильтров).

Однако недостатком является то, что нестеклянные фильтры легко повредить, а в случае с гелевыми фильтрами их практически невозможно очистить, если на них попадет отпечаток пальца. Поэтому, если вы все же выбрали этот путь, будьте очень осторожны при работе с ними и, конечно же, приобретите коробку одноразовых пластиковых или хлопчатобумажных перчаток.

Что такое тонкие фильтры?

Тонкие фильтры имеют узкий профиль и иногда не имеют резьбы на передней стороне кольца фильтра. Тонкие фильтры, которые выпускаются практически всех размеров, предназначены для использования с объективами с углом обзора более 74°, что эквивалентно 28-мм объективу. Благодаря использованию более тонкого фиксирующего кольца фильтр с меньшей вероятностью будет виньетировать углы кадра. В зависимости от марки и модели, для многих зум-объективов требуются тонкие или slim-mount фильтры.

Какие еще существуют типы фильтров?

Существует множество типов творческих и технических фильтров, доступных как профессионалам, так и серьезным энтузиастам. Среди них есть фильтры, создающие призматические и звездчатые узоры, фильтры для крупных планов, диффузионные, для инфракрасной съемки, а также для управления контрастом. Их творческое применение зависит только от вас!

Вывод:

  • UV / Haze и Skylight фильтры защищают поверхность объектива от царапин, пыли, влаги и отпечатков пальцев, которые в долгосрочной перспективе могут повредить покрытие объектива. UV / Haze и Skylight фильтры также минимизируют атмосферную дымку, что приводит к улучшению общего качества изображения. Защитные фильтры также защищают от пыли, влаги и отпечатков пальцев, но не так эффективны в борьбе с атмосферной дымкой.
  • Разница между недорогим и более дорогим фильтром заключается в качестве стекла (более дорогой фильтр, скорее всего, содержит оптически более чистое и тонкое стекло), качестве антибликового и цветного покрытий и фиксирующего кольца (у лучших фильтров кольца латунные, а не алюминиевые).
  • Поляризационные фильтры уменьшают или устраняют отвлекающие отражения от поверхности стекла, воды и других полированных поверхностей, затемняют небо, выделяют облака из окружающей среды и насыщают цвет за счет уменьшения паразитных бликов.
  • Поляризационные фильтры также доступны в сочетании с согревающими, усиливающими и диффузионными фильтрами. Для использования в экстремальных и влажных климатических условиях выпускаются погодоустойчивые поляризационные фильтры Kaeseman.
  • Фильтры нейтральной плотности (ND) блокируют различную степень попадания света на датчик изображения (или пленку), что позволяет снимать на более широких диафрагмах в условиях яркого освещения, размывать движущиеся объекты в кадре независимо от уровня внешней освещенности и позволяет лучше контролировать экспозицию при видео- или киносъемке.
  • Градуированные фильтры ND и Color затемняют или тонируют верхнюю или нижнюю (или левую и правую) часть кадра, оставляя противоположную сторону нетронутой. Они полезны для выравнивания экспозиции сцен, содержащих экстремальные переменные освещения на противоположных сторонах кадра, а также для добавления элемента драматизма в хорошее, но не отличное изображение.
  • Фильтры Enhancing и Intensifying полезны для усиления насыщенности красного цвета и других земляных тонов, что делает их полезными для пейзажной и лиственной фотографии.
  • Фильтры CC позволяют постепенно регулировать уровни цвета голубого, пурпурного, желтого, красного, зеленого и синего каналов.
  • Хотя большинство фотографов полагаются на обычные стеклянные ввинчивающиеся фильтры, фильтры для объективов также доступны в виде квадратных и прямоугольных фильтров, изготовленных из полиэстера, желатина и смолы. Эти фильтры, некоторые из которых оптически чище стеклянных, требуют держателей и повышенной осторожности при обращении.
  • Если вы планируете использовать один фильтр на нескольких объективах, вам следует приобрести тонкий или изящный вариант, чтобы исключить виньетирование углов кадра при использовании широкоугольного объектива.

 


© 2020 FotoFox. All Rights Reserved.